Get Adobe Flash player

Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент позволяет изучать психо­логию коллектива в ее становлении, более того, влиять на ее формирование. С его помощью можно не только вы­являть состояние психологии коллектива, оказывать на нее влияние, но и проверять достоверность практических выводов. Поскольку в этой разновидности эксперимента решаются прежде всего задачи формирующего порядка, постольку другой его отличительной особенностью являет­ся, как правило, значительная длительность но времени.

Сошлемся здесь на пример формирующего экспери­мента, который проводился в артиллерийской батарее, бывшей, по оценке командования части, основным «по­ставщиком» грубых нарушений воинской дисциплины. При анализе состояния дел в этой батарее было установ­лено, что основной причиной нарушений дисциплины в подразделении являются неправильные взаимоотношения между военнослужащими. В ходе эксперимента эти взаи­моотношения изучались и перестраивались. Содержанием эксперимента явилась система мероприятий, не выходив­ших за рамки планов и программ боевой и политической подготовки. В результате общих усилий офицеров, сер­жантов, коммунистов и комсомольцев удалось ликвиди­ровать разобщенность и групповщину, изжить конфликты во взаимоотношениях отдельных военнослужащих, повы­сить сплоченность личного состава. Все это способствова­ло укреплению воинской дисциплины и порядка, позво­лило резко повысить боеготовность подразделения. Таким образом, эксперимент не только помог объективно оценить психологию коллектива батареи, но и определить общие пути формирования правильных взаимоотношений между воинами.