Get Adobe Flash player

Идеалистическая методология

Однако ненаучная идеалистическая методология, зача­стую неприкрытая антинародная направленность буржу­азных социально-психологических школ исключали прямое использование их выводов в интересах социалистического строительства.

Многие буржуазные психологические школы появились на свет в конце XIX века по прямому заказу правящего класса, который боялся нарастающей политической актив­ности народных масс и искал средства подавления массо­вых выступлений трудящихся. Французский социолог Густав JIe-Бон, например, писал: «Знание психологии тол­пы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, — не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозмож­но, а для того, чтобы не давать им слитком много воли над собой» Ч

Многочисленные последователи Ле-Бона изображали все без исключения массовые движения как стихийные, иррациональные, истеричные. Только личность, «герой» являлся, по их мнению, единственным носителем общест­венного сознания, воплощением разума.

Наиболее реакционные представители буржуазной со­циопсихологии отождествляли революционное движение масс с необузданным разгулом толпы, клеветнически при­писывали демократическому движению освобождающихся трудящихся самые низменные качества.

Ясно, что буржуазная социальная психология не годи­лась в качестве орудия познания психологии революцион­ных масс новой России.

Внимание значительного числа советских авторов по­слеоктябрьского периода привлекло так называемое глу — бинпо-психологическое течение, наиболее известным выра­зителем которого считается австрийский ученый 3. Фрейд. В этом течении привлекало не только стремление найти объяснение массовых психических явлений в социально обусловленных особенностях психологии личности, но и попытки раскрыть психологический механизм поведения личности в коллективе. Фрейд искал разгадку поведения человека в сочетании и борьбе нравственного начала с бессознательным, прежде всего половым влечением. Ему удалось разгадать некоторые психологические механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного, однако в целом его учение базировалось на порочных основах — преувеличенном представлении роли инстинктов в жизни человека. Он стремился объяснить влиянием сексуальных устремлений не только тончайшие движения человече­ской души, но и все социальные явления, включая взаимо­отношения классов, революции и войны.