Get Adobe Flash player

Идеология пролетариата

Можно в качестве примера привести обстановку в России накануне октября 1917 года. Буржуазная духов­ная продукция заполняла рынок идей. Большевистские издания были немногочислены, они преследовались и под­вергались разгрому. И тем не менее влияние идей Ком­мунистической партии в народе, в рядах рабочих, бед­нейших крестьян быстро росло, подрывая с каждым днем влияние буржуазной идеологии. Идеология пролетариата становилась преобладающей, лидирующей. Утрата буржу­азной идеологией господствующего положения явилась духовной предпосылкой ее поражения. Мощное же рас­пространение коммунистических идеалов в массах трудя­щихся, обогащение их мировоззрения и психологии идео­логией марксизма-ленинизма песлужили условием победы пролетарской революции.

В нашей стране социалистическая идеология господ­ствует как в сознании народа, так и во всей духов­ной жизни общества. И тем не менее мы обязаны бо­роться за господство коммунистической идеологии в со­знании всех советских людей, бороться с буржуазным влиянием на трудящихся, советских воинов, против пере­житков капитализма в их сознании.

Прекрасный пример постоянного сочетания развития марксистской теории с наступательной критикой наших идеологи. >ских противников дают нам труды В. И. Ле­нина. «…Всякое умаление социалистической идеологии,
всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» *, — учит Ленин.

При этом надо иметь в виду не только количествен­ную сторону дела, но и качественную — доказательность, убедительность, доходчивость нашей работы по пропаган­де социалистической идеологии, действительное влияние на сознание советских людей.

«…Даже самая передовая идеология, — говорил на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — становится реаль­ной силой только тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным действиям, определяет нормы их повседневного поведения»г. Поэтому партия требует оценивать идеологическую работу в части, на корабле не по количеству прочитанных лекций и бесед, а по кон­кретным результатам, по уровню коммунистической идей­ности воинов, проявляющейся в добросовестном выпол­нении воинского долга, высокой воинской дисциплине.

Стремясь разрешить проблему соотношения идеологии класса и живого сознания масс, некоторые авторы под­разделяют общественное сознание на две части (иногда их называют «уровнями») — систематизированное созна­ние (идеология) и обыденное сознание.