Get Adobe Flash player

Изучение психологии коллектива

Изучение командиром, политработником психологии подчиненного ему коллектива представляет необходимую и сложную практическую задачу, от решения которой во многом зависят надежность управления личным составом, сила воспитательного воздействия на воинов, моральное состояние подразделения.

Изучение командиром, политработником психологии подчиненного ему коллектива представляет необходимую и сложную практическую задачу, от решения которой во многом зависят надежность управления личным составом, сила воспитательного воздействия на воинов, моральное состояние подразделения.

При изучении психологии коллектива следует считать­ся с тем, что ее проявление не всегда совпадает с содер­жанием, их нельзя отождествлять и смешивать. В практи-ке армейской и флотской жизни такие ошибки нередко допускаются. Формализм в работе, неверная оценка со­стояния частей и подразделений в ходе проверок порой имеют в своей основе смешение содержания и проявления морально-политических и психологических качеств кол­лектива. Были случаи, когда только по количеству взыска­ний в подразделении делалось заключение о состоянии дисциплины и боевой готовности подразделения. Выводы, если они не опираются на глубокое знание психологии коллектива, часто оказываются поверхностными и оши­бочными.

Отдельные командиры, отождествляя содержание пси­хологии и идеологии коллектива с теми или иными фор­мами их проявления, начинают больше заботиться именно о внешней, показной стороне. Психология коллектива начинает ими забываться, а потом и игнорироваться. На смену живому общению с людьми, методам убеждения постепенно приходит администрирование, все более от­дается предпочтение различным видам давления на лич­ный состав. Чтобы не допустить подобной ошибки в руко­водстве подразделением, командиру необходимо знать содержание и формы проявления психологии того коллек­тива, которым ему поручено руководить, уметь подмечать их различия и особенности в реальной жизни.

Психология коллектива проявляется в его действиях, поведении. Ее показателями выступают общая целеустрем­ленность подразделения, успеваемость, состояние воинской дисциплины, поступки, совершаемые воинами. Например, характеризуя психологическую атмосферу в стартовой ба­тарее, политработник Ш. отмечает: «В батарее за период обучения 80% личного состава имели отличные и хорошие показатели. Воины подтянуты, строго соблюдают и выпол­няют требования уставов. За этот период не было серьез­ных нарушений воинской дисциплины. Личный состав принимал активное участие в художественной самодея­тельности: батарея выставила несколько номеров на смот­ре. Все воины участвовали в спортивных мероприятиях части и завоевали ряд первых мест на соревнованиях. На смотре ленинская комната батареи признана лучшей в части. Рядовой М., проявив смелость и находчивость, пре­дотвратил крупную аварию на технике, за что поощрен командиром. Сержант П. к юбилею Советской Армии на­гражден медалью «За боевые заслуги».