Get Adobe Flash player

Изучения общественных отношений

Далее, психологи определяют качества, необходимые офицеру для побуждения солдат к нужным действиям и глубокого влияния на них: «Существует иерархия ру­ководителей. Все они должны обладать определенными качествами интеллекта и характера. На высшей ступени этой иерархии интеллектуальные качества имеют решаю­щее значение. На низших ступенях, где дело идет о реа­лизации решений, большие требования предъявляются к волевым качествам: нужно, чтобы командир обладал долж­ной энергией и способностью убеждать». Из наиболее существенных качеств офицера-руководителя военные пси­хологи отмечают: понимание людей, знание своего дела, умственные способности, развитие, умение руково­дить и т. д., то есть все личные качества, за исключением таких основных для характеристики личности моментов, как мировоззрение, классовая принадлежность. Отмечают, что «перечень этих качеств был выведен… на основе пси­хологических изучений общественных отношений» , про­веденными социальными психологами специальными мето­дами. В данном случае психологи не называют мировоз­зрение как важнейшее качество личности командира не потому, что они и офицера хотят лишить его. Наоборот, для господствующего класса идейная принадлежность офицера к нему является гарантией благонадежности. Психологи не упоминают здесь мировоззрение в силу при­сущего им объективизма, аполитичности. Но в завуали­рованной, иносказательной форме они говорят о важно­сти идейных позиций офицера.

Так, признается, что у офицера должна быть «направ­ляющая идея» , внутренняя сила, которая выражается в движениях, мимике, голосе, ему необходим моральный об­лик и высокая требовательность на этой основе к солдату. Такая последовательность перечисления качеств неволь­но наталкивает на мысль, что идейность офицера обяза­на выражать устремления господствующего класса и про­являться в требовании, принуждении по отношению к представителю угнетенного класса — солдату.

Формирование командирских качеств у офицера явля­ется задачей учебных заведений. Именно здесь заклады­вается и развивается у будущего командира интеллект — на основе врожденных способностей и военные знания; валя — возможность претворять свои идеи в жизнь; авто­ритет как способность побуждать и вести за собой других.