Get Adobe Flash player

Коллективная беседа

В методике коллективной беседы трудность представ­ляет обобщение и выражение сложившегося впечатления. Ведь часто бывает так, что после беседы офицер почув­ствовал удовлетворение, какую-то радость за своих лю­дей или, наоборот, у него возникло чувство беспокойства, тревоги, неудовлетворенности. Безусловно, в этой реакции отражается психология коллектива, но эта реакция весьма неопределенна, она не свидетельствует о том, что обста­новка хорошо понята. Все это затрудняет выбор необходи­мых для данного случая мер воздействия на психологию коллектива. Для того чтобы оценка психологического со­стояния коллектива не оставалась на стадии смутного впечатления, командиру надо очень внимательно следить за ходом беседы, анализировать все высказанные сообра­жения, все моменты живой, эмоциональной реакции. Толь­ко глубокий анализ, обдумывание полученных в ходе бе­седы данных помогают более полно понять психологию коллектива.

К числу результативных методов относится также ан­кетный метод, позволяющий изучать мнения, настроения, запросы не только одного воина (если анкета именная), но и отдельных групп, коллективов.

Анкета представляет собой заранее составленный во­просник. Вопросы должны быть четко сформулированы, понятны для воинов. При закрытом вопросе требуется од­нозначный ответ: «да», «нет», «не знаю». Например, в ан­кете для солдат и сержантов ставился вопрос «Считаете ли вы свое подразделение дружным, сплоченным коллек­тивом?» 22% опрашиваемых ответили утвердительно, 16% воздержались от ответа, 2% ответили отрицательно. Такие однозначные ответы легче обобщать, но они позво­ляют делать лишь общие количественные выводы о мне­ниях, преобладающих среди определенной категории лиц или коллектива.