Get Adobe Flash player

Моральный обли­к

Не следует отождествлять понятия морального обли­ка и духовного облика. Очевидно, что характеристика лю­дей, классов, коллективов с позиций одной идеологиче­ской формы не может совпадать с оценкой всей их духов­ной жизни. Сводить всю сумму идеологических качеств людей к их моральным чертам значило бы впадать в ошибку, сродни той, за которую Ф. Энгельс критиковал JI. Фейербаха, который «во всех отношениях между людьми… видел только одну сторону — мораль».

Моральный настрой народа выступает в качестве лишь одной из сторон духовного облика наряду с мировоззре­нием и общественной психологией.

Подобно другим элементам общественного сознания мораль является составной частью как научной идеологии, так и живого сознания народа, его духовного облика. Идеология, опираясь на жизненный опыт и правильно понятые классовые интересы рабочих, колхозного кресть­янства, всего народа, формирует нравственные нормы и категории, создает сумму моральных принципов, требо­ваний к поведению человека, его поступкам. Моральный облик народа выступает действующей нравственностью, прежде всего как общественное мнение, оправдывающее и одобряющее одни поступки, осуждающие другие, живой совестью, заставляющей человека во всех случаях посту­пить именно так, а не иначе. Моральный облик как эле­мент духовного облика предстает живым сплавом соци­альной практики людей в условиях советской действи­тельности (т. е. отношениями между людьми, складываю­щимися на основе определенной нравственной ориентации), с одной стороны, совокупностью выраженных в ло­гической форме требований общества к личности — нрав­ственных норм, их обоснования и тех оценок, которые из них выводятся, — с другой. При этом, чем активнее ве­дется работа по пропаганде и внедрению принципов ком­мунистической нравственности, тем выше моральный уро­вень производственного, воинского коллективов. Нравст­венные требования нашего общества в сжатой и очень концентрированной форме выражены в моральном кодек­се строителя коммунистического общества. И чем лучше поставлена в трудовом или воинском коллективе идейно — воспитательная работа, тем больше мораль коллектива от­вечает этим требованиям.

Общественная психология выступает в качестве од­ной из сторон духовного облика народа, класса, коллек­тива.