Get Adobe Flash player

Напряженность во взаимоот­ношениях

В едной группе в целях оздоровления сложившейся тяжелой психологической обстановки (недоверие, подозри­тельность, неприязнь между людьми) руководитель ре­шая выправить дело путем индивидуальных контактов, которые выявили необозримое количество фактов всякого рода взаимных обид я обвинений, высказываемых ему со­трудниками о сослуживцах. Напряженность во взаимоот­ношениях между членами коллектива нагнеталась, а не разряжалась. Более того, по прошествии некоторого вре­мени этот офицер стал представляться людям как человек предвзятого отношения, якобы поддерживающий против­ников собеседника. Стремление начальника разобраться в обстановке стало представляться склочничеством, & по­пытки смягчись трения — бездеятельностью, ибо каждый из конфликтующих считал себя правым и требовал крайне радикальных мер ло отношению к другим. И лишь только после того, как вопрос о взаимоотношениях в группе был принципиально поставлен на партийном собрании, а за­тем служебном совещании, то есть когда воздействие было направлено одновременно на коллектив и его членов, об­становка в группе разрядилась.

«Воспитывая отдельную личность, говорил А, С. Ма­каренко,— мы должнй думать о воспитании всего ноллёк — тива. На практике эти— задачи будут решаться только со­вместно и только в одном общем приеме. В каждый ‘мо­мент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет в воспитанием каждой личности, вхо­дящей в коллектив».

Следовательно, воспитание — это целеустремленное и систематическое воздействие воспитателя (воспитателей) на психологию воспитуемого и коллектива, членом кото­рого он является. Подобное обобщение имеет не только теоретическое вначение. Такое определение процесса воспитания направляет деятельность воспитателей не только на работу с отдельными подчиненными, но и с кол­лективами.

Анализ войсковой практики показывает, что проводи­мая воспитательная работа, независимо от того, направле­на она на личность или на коллектив, в целом иногда понимается только как планируемое воздействие на пси­хологию подчиненных. Вследствие этого отдельные офи­церы всю воспитательную работу с личным составом сводят порой к заранее намечаемым мероприятиям. Ха­рактер же поведения военнослужащих во внеслужебное время при атом упускается из поля зрения руководителя. Вот почему иногда бывает, что при большом количестве различных воспитательных мероприятий вдруг происхо­дят нарушения дисциплины и даже чрезвычайные проис­шествия.