Get Adobe Flash player

Настроение коллектива

Традиции, как и другие социально-психологические яв­ления, возникают и проявляются также в различных сооб­ществах. Они могут быть элементом психологии всего на­рода, нации, класса или социальной прослойки, условной (профессиональной, возрастной) и конкретной группы людей.

В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции прони­зывают каждую конкретную общность (группу, коллек­тив) . Наряду с общими внутри каждого коллектива за­рождается, крепнет и бытует немало специфических, ме­стных традиций, имеющих большое значение в его спло­чении.

По меткому замечанию А. С. Макаренко, традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Роль традиции не ме­нее важна и значима для воспитания личности в коллек­тиве.

Каждый структурный элемент психологии коллектива своеобразен, он имеет свою характеристику (например, коллективное мнение может быть единым и плюралистич­ным, высокоидейным или обывательским; отношения в коллективе бывают принципиальными или беспринцип­ными, доброжелательными и напряженными; настроения коллектива — тонизирующими или снижающими актив­ность людей и т. д. и т. п.). Поэтому при общей структу­ре психология каждого конкретного коллектива своеоб­разна и неповторима. Своим содержанием структурные элементы психологии коллектива питают, наполняют пси­хологию коллектива как целого социального организма, определяют его «индивидуально-психологические» осо­бенности, которые выступают не только параметрами оценки деятельности коллектива, его способности выпол­нять основные производственные (боевые) и воспитатель­ные функции, но одновременно объектами для изучения и учета в руководстве им, в воспитании боевой, мо­рально-политической и психологической подготовки к оп­ределенной деятельности.