Get Adobe Flash player

Несправедливая война

Объективно солдат империалистической армии, веду­щей несправедливую войну во имя интересов эксплуата­торов, убийца, насильник. Ведь никак иначе не назовешь американских головорезов, которые вели преступную вой­ну против свободолюбивого народа Вьетнама, убивали беззащитных женщин и детей, сжигали хижины мирных жителей.

Поскольку роль убийц противоречит догматам рели­гиозной морали, культивируемой в буржуазном обще­стве, постольку это противоречие армейская пропаганда призвана разрешить. Буржуазные военные психологи объ­ясняют этот процесс как выработку у солдат более эла­стичной системы нравственных понятий, которые бы не сковывали их, не препятствовали их агрессивным дейст­виям. Военная психология также дает материал для подобной пропаганды.

Военные психологи в соответствии с теорией Фрейда рассматривают христианскую мораль как внешний тор­моз глубинных устремлений личности. Общество через свою мораль как бы сковывает человека, мешает прояв­лению его существа. В этом отношении общество и мо­раль являются психологическими факторами. И если в гражданской жизни человек не проявляет своей агрессив­ности, то в войне дело обстоит наоборот. Война, которую психологи преднамеренно сводят до упрощенной схемы столкновения двух лиц, выигрывается убийством врага. Поэтому сущность войны — это «buisness of killing (биз­нес убийства)»*, а «убийство является делом боевого сол­дата» .

В. Хайновский и Г; Шойман (ГДР), характеризуя об­лик военнослужащих империалистической армии, отме­чают у них отсутствие понимания национальной ответст­венности; моральную и политическую деградацию; непо­нимание происходящих событий; отношение к любому приказу начальства как достаточному мотиву; непонима­ние социальной значимости своей профессии; отсутствие интереса к политическим событиям; преобладание биоло­гического отношения к трудной ситуации; главное — вы­жить; возрастание религиозности; снижение оптимизма; понимание себя как наемника, «находящегося под охра­ной государства»; непринятие никакой ответственности, самосознание технического исполнителя .