Get Adobe Flash player

Общественная организация

Основоположники марксизма-ленинизма придавали большое значение авторитету личности, коллектива, справедливо усматривая в нем одно из основных условий успешного руководства людьми, организованной деятель­ности в обществе. «…С одной стороны, — писал Ф. Энгельс в статье «Об авторитете», — известный авторитет, каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны, извест­ное подчинение, независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для нас при тех ма­териальных условиях, в которых происходит производство и обращение продуктов»

Ф. Энгельс указывал, что авторитет — это такие отно­шения людей, в которых предполагается, с одной стороны, воздействие чьей-либо воли, и с другой — подчинение этой воле. Авторитет определяется Энгельсом как «господству­ющая воля, решающая всякий подчиненный вопрос, — представлена ли эта воля одним выборным лицом или целым комитетом, которому поручено выполнять поста­новления большинства заинтересованных лиц» .

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина дано определение авторитета, раскрыта его сущность соци­альных основ, проведен анализ качеств авторитетного руководителя, путей поддержания авторитета и многих других вопросов по этой проблеме.

Классики марксизма-ленинизма показали, что автори­тет неизбежно возникает с появлением общества и являет­ся неотъемлемым элементом отношений людей, всякой разумной организации и деятельности. Его содержание, психологический механизм воздействия прежде всего и главным образом зависят от социальных условий.

В обществе, где господствуют эксплуататорские клас­сы, авторитет означает влияние, предполагающее беспре­кословное подчинение воле хозяина, капиталиста, осно­ванное на силе экономического и политического господ­ства.

«Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, — наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист». Капитал, таким образом, как некая сверхъестественная сила «дарит» авторитет своим вла­дельцам. Понятно, что при таких социальных основах ав­торитет не может быть истинным. Он, как правило, насаж­дается, утверждается силой экономического, политическо­го, административного и т. п. давления и по существу является диктатом.