Get Adobe Flash player

Положительные лич­ные качества

Заслуживает внимания прием комплексного использо­вания анкет, который можно назвать методом сравнитель­ного анкетирования. Например, при изучении состояния воспитательной работы в одном подразделении в анкету для солдат включался вопрос: «Какие положительные лич­ные качества вы хотите у себя развить и от каких отрица­тельных избавиться?» В большинстве ответов положитель­ными качествами были названы честность, скромность, то­варищество, простота, смелость, трудолюбие и другие — всего 25. Из отрицательных качеств были выделены: нечестность, трусость, грубость, неуважение к товарищам, жадность, зазнайство, подхалимство и другие — всего 24. В анкете для офицеров предлагалось назвать наиболее ценные для службы личные качества солдата. В ответах были отмечены честность, дисциплинированность, испол­нительность, трудолюбие, товарищество, скромность, общи­тельность, повиновение и т. д. В ответах на вопрос: «Ка­кие черты вы считаете отрицательными?» — были названы нечестность, круговая порука, леность, безразличие к уче­бе, пьянство и другие — всего.

Сопоставление подобных данных социально-психологи­ческих обследований позволяет более рельефно предста­вить мнение коллектива, установить, насколько офицеры знают и учитывают его, в каком направлении они влияют на психологию коллектива, отдельных воинов.

Практика показывает, что анкетный опрос целесооб­разно проводить сразу со всем подразделением. При анке­тировании и анализе ответов необходимо учитывать все другие данные о воинах, о положении дел в подразде­лении.

Наиболее важной и сложной частью работы по анкет­ной методике является статистический анализ собранных материалов, имеющий целью дать математическое выра­жение преобладающих убеждений, мнений, настроений. Данные анкет, обобщенные статистически, соотносят с общими данными о составе подразделения, состоянии дис­циплины, успеваемости и т. д. и устанавливают зависи­мость между ними. Подобные сопоставления позволяют осуществлять в подразделении исследования социологиче­ского порядка.