Get Adobe Flash player

Потребности коллектива

Особо нужно подчеркнуть, что нельзя понять психоло­гию коллектива, не изучая потребности, побуждения, чув­ства, которыми живет коллектив. Конечно, в зависимости от прошлого опыта, воспитания, культурного уровня люди различаются по содержанию и проявлению чувств, потреб­ностей, побуждений. Однако на службе, в одинаковых ус­ловиях, имея общие задачи и обязанности, люди сбли­жаются. По мере сплочения коллектива формируются об­щие (не в смысле одинаковые) потребности, побуждения, чувства. Речь уже идет о потребностях коллектива, кото­рый для каждого его члена становится и побудителем к действию и источником различных переживаний. Эти потребности, побуждения, чувства коллектива являются не только проявлением его психологии, но также и реаль­ными факторами существования самого коллектива. Разве, например, можно говорить о подлинном коллективе там, где успехи в боевой учебе не вызывают общего подъема, где людей не волнует предстоящее подведение итогов за период обучения или где личный состав не стремится под­держивать порядок и чистоту в казарме и т. д.? Без таких общих побуждений, потребностей, переживаний не может быть настоящего воинского коллектива.

Для руководителя важно выявить не только содержа­ние, но и преобладающие формы проявления потребно­стей, побуждений, чувств коллектива. Конечно, если кол­лектив в грубой, идущей вразрез с военной этикой форме выражает свои потребности, свои побуждения, это свиде­тельствует о потере им сознательного самоконтроля. В опасной ситуации подобный коллектив может впасть в такое состояние, когда влияние командира на него ока­жется малодейственным. Поэтому всякая грубость, нервоз­ность, импульсивность, если они присущи коллективным действиям какой-то группы, требуют немедленного воспи­тательного, а иногда и административного воздействия.