Get Adobe Flash player

Правильные отношения с подчиненными

В связи с этими функциями выделяются психологиче­ские слагаемые успшного руководства: умение добиться от подчиненных осознания ими общих целей, умение взять на себя ответственность, умение уменьшать внутренние трения, умение отстаивать интересы подчиненных. Невы­полнение этих функций и отсутствие соответствующих ка­честв ведет к тому, что начальник фактически перестает быть руководителем и утрачивает прочные позиции в под­разделении. Тем самым сложнейшая проблема классо­вых взаимоотношений в армии сводится к так называе­мым «правильным отношениям с подчиненными».

«Правильные отношения с подчиненными — залог ус­пеха в служебной деятельности» *, поэтому офицеру ре­комендуется сближаться с подчиненными, что позволит узнать их индивидуальные особенности, понять побужде­ния, сомнения и верно отнестись к их инициативе. В бою, считают буржуазные военные психологи, солдат — вьюч­ное животное, и он в состоянии совершенно ослабеть, ес­ли никто ему не уделит внимания. Но офицер может при­дать силы, отвагу бойцу. И это во многом зависит от зна­ния им людей. Если вдуматься в эту программу, то она не так уж нейтральна. Совершенно определенно видно, что в основе работы с людьми лежит содержательный кон­троль и оценка их поступков. Но ведь командир и подчи­ненный в буржуазной армии — это классовые антиподы. Значит, за «правильным отношением» лежит политиче­ский надзор.

И этот контроль осуществляется следующим образом.

Прежде всего, по мнению психологов, офицер должен знать подчиненных в лицо, по имени, фамилии. Считают, что офицер может в течение 7—10 дней запомнить имена 50 солдат. При ежедневном контакте в течение месяца можно запомнить по имени и внешнему виду до 125 че­ловек. Но пока солдат для своего офицера только номер или лицо, никакое доверие между ними невозможно. Од­нако военные психологи не рекомендуют при первой встрече с солдатом расспрашивать его о личных делах. В первых беседах они советуют затрагивать общие воп­росы и ставить целью расположить солдата к себе, поде­литься своими мыслями, переживаниями, рассказать о сво­их делах. Без этого стремление к сближению окажется недействительным. Отмечают распространенную ошибку: молодые офицеры, знакомясь с подчиненными, устраива­ют им форменный допрос.