Get Adobe Flash player

Принижение разумного начала

Учению Фрейда свойственна присущая всей буржуаз­ной социальной психологии тенденция к иррационализму, принижению разумного начала, преувеличению роли бес­сознательного, инстинктивного в поведении отдельного человека, и особенно масс. Эти порочные исходные пози­ции, раздутые последователями Фрейда, выявили анти — научность школы Фрейда, особенно неофрейдизма как одного из направлений «психологизации» общественной жизни.

В истории развития советской социально-психологиче­ской мысли заметную страницу составляет «рефлексоло­гия». Массовое увлечение этой теорией во многом объяс­нялось авторитетом ее основоположника, знаменитого уче — ного-психиатра и психолога В. М. Бехтерева.

Если субъективная психология отрывала психические процессы от мозга, рефлексология Бехтерева рассматри­вала их как функцию последнего в тесной связи с нерв­ными процессами, опираясь на достижения физиологии.Рефлексологи бехтеревской школы обосновывали свои вы­воды па данных объективных методов исследования реф­лексов, протекающих с участием головного мозга. Слабо­стью рефлексологов, по нашему мнению, была их недоста­точная методологическая вооруженность, которая прояви­лась прежде всего в непонимании диалектического разли­чия живой п неживой природы, в стремлении механпческп приложить закономерности развития неживой природы к изучению поведения человека, процессов, происходящих в обществе. Механически рассматривая человека по пре­имуществу как физиологическую особь, Бехтерев и обще­ство понимал как физиологический агрегат. Он, например, легко формулировал многочисленные «законы» и принци­пы, в которых распространял физические законы (закон инерции, закон противодействия, равного действию, и др.) на процессы, происходящие в психологии масс. Например, колебания боевого духа солдат во время войны оп объяс­нял, основываясь на «законе периодичности», позаимство­ванном из физики.

Рефлексолог Ю. Васильев причину возникновения вой­ны между Севером и Югом в США видел в том, что у жителей Северных штатов рабство стало вызывать тормоз­ную («мипус-гармоническую») реакцию. Это-то торможе­ние, усилившись, и породило войну.

Такие воззрения на социальные процессы, претендо­вавшие на научность и даже на принадлежность к марк­сизму, могли только повредить выработке научного пони­мания психологии масс.