Get Adobe Flash player

Психические явления

Психика, сознание индивидуальное и общественное, а также групповое сознание — едины и неразрывны, диа­лектически взаимопроникают и обусловливают друг дру­га. «…Отдельная личность, — писал К. Маркс, — сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в созна­нии каждой отдельной личности». Разорвав механиче­ски индивидуальную, коллективную и общественную пси­хологию, их нельзя ни понять, ни объяснить, ни тем более формировать. Подобно тому как индивидуальная пси­хика «управляет» деятельностью и поведением личности, групповые психические явления преломляются в действи­ях групп и отдельных индивидов. Этим объясняется боль­шое практическое значение изучения психологии коллек­тива.

Задачи успешного руководства людьми, повышения эффективности их обучения и воспитания, укрепления воинской дисциплины и боевой готовности подразделений требуют от офицера знания и учета как особенностей лич­ности каждого подчиненного, так и психологии отдельных групп военнослужащих и особенностей психологии руко­водимого им коллектива.

«Чтобы правильно строить процесс обучения и воспи­тания, — подчеркивал Министр обороны СССР А. А, Греч — росы, сержанты и старшины). Он объединяет людей самых различных национальностей и профессий, разного жизненного опыта, семейного положения, образования, различных по индивидуальным психологическим качест­вам, прибывших из разных районов страны. При условии правильного руководства коллективом в таком разнооб­разии общений каждый воин, как правило, духовно обо­гащается, приобретая те качества, которых ему недостает.

Отмеченные особенности выражают специфику воин­ского коллектива. При хорошей организации воспитатель­ной работы они обеспечивают моральную силу, крепость и успешную деятельность воинского коллектива, увеличи­вают его воспитательные возможности.