Get Adobe Flash player

Психологическая школа

Однако помимо этого существует большая сфера обще­ственного сознания, которая не сводится к общей психо­логии и не рассматривается философией. Это психологиче­ские особенности различных социальных групп, общест­венных классов, наций, социальная обусловленность типов личности, особенность протекания психических явлений в коллективе.

Только в обществе человек осознает себя личностью. Его поведение детерминировано общественными отноше­ниями. Отмечая эту обусловленность, К. Маркс писал: «Индивид есть общественное существо.
Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является про­явлением и утверждением общественной жизни»
.

Сознание каждого человека определяется общественны­ми факторами, воспитанием, влиянием непосредственного окружения. Велика при этом и роль личных способностей, индивидуальных качеств психики, которые, в конечном счете, также формируются социальной средой.

Следовательно, в индивидуальном сознании — предмете традиционной психологии — много социального, общест­венного, выходящего за пределы психологии индивида.

Сильной стороной советской психологической школы как раз и является марксистское положение о социальной обусловленности человеческой психики.

Вместе с тем общественное сознание реально сущест­вует в живом совокупном проявлении индивидуальных сознаний миллионов людей. Поэтому формы взаимодей­ствия и зависимостей между личным сознанием (предмет изучения психологии) и общественным сознанием как целым — идеологией (предмет исторического материализ­ма) настолько многообразны, что они далеко не исчерпы­ваются проблематикой этих паук. На стыке между пимп возникают сложные по своему содержанию и многогран­ные по форме явления, среди которых общественная пси­хология занимает важное место.