Get Adobe Flash player

Психологическое воздействие

В ходе занятий необходимо основательно знакомить личный состав с основными поражающими свойствами оружия массового поражения и средствами защиты от не­го. Как известно, при умелом и своевременном использо­вании индивидуальных и коллективных средств защиты потери личного состава значительно уменьшаются. На­пример, такие простейшие способы дезактивации, как об­метание и обмывание водой, снижают степень зараженно­сти радиоактивными веществами наружных поверхностей на 80—90%, в сырую погоду —на 30—35%. Слой грун­та толщиной 66 см уменьшает интенсивность радиоактив­ного излучения в 10 раз, а почвенное покрытие в 90 см — в 30 раз. Использование на занятиях подобных факторов оказывает положительное психологическое воздействие на военнослужащих, побуждает их по-иному относиться к необходимости инженерного оборудования позиций, про­ведению частичной санитарной обработки, глубокому изу­чению средств индивидуальной и коллективной защиты

Психологически подготовить солдата, коллектив к са­моотверженным, мужественным действиям в бою, создать предпосылки недопущения возникновения паники — это значит приучить воина, воинский коллектив действовать уверенно, хладнокровно и расчетливо в опасной обста­новке современного боя. Уместно в этой связи напомнить мнение А. С. Макаренко: «Нельзя воспитать мужествен­ного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество…» Действительно, «приучить» воина к хладнокровным действиям в опасных ситуациях могут лишь условия, сходные с ними психоло­гически.

С этой целью в практику боевой учебы войск широко внедряются специальные мероприятия психологической подготовки воинов и подразделений.

«Психологическая подготовка, — отмечает Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко, — будучи органически взаимосвязанной с морально-полити­ческой й боевой, должна обеспечить формирование у вои­нов таких необходимых в бою качеств, как. мужество, храбрость, внутренняя готовность к самопожертвованию, устойчивость психических реакций, находчивость и дру­гие» 8.

В этом плане большие возможности для психологиче­ской закалки содержат в себе специальные упражнения: метание боевых гранат на ходу, обкатка личного состава танками, движение вслед за разрывами снарядов, перехо­ды в горах, форсирование рек, прыжки через канавы, спу­ски и подъемы по канату и штурмовым лестницам, туше­ние импровизированных пожаров и т. п. Все эти меро­приятия позволяют совершенствовать отдельные элемен­ты боевого мастерства, развивать физическую силу и ловкость, решительность, смелость, эмоциональную волевую устойчивость и другие психологические качества. Пере­довые командиры проводят аналогичные упражнения ся — схематически с учетом уровня подготовленности личного состава. Планируя их, командир руководствуется принци­пом постепенного увеличения трудностей и нагрузок на психику подчиненных.