Get Adobe Flash player

Психология коллектива

На психологию коллектива влияют и такие субъектив­ные факторы, как неосознанные формы психической дея­тельности людей. Разумеется, что причинами, образно го­воря, пусковым^ толчками, которые через субъективные факторы влияют на психологию коллектива, являются объективные условия, события, явления, люди. Именнореальные обстоятельства через воздействия на разного рода субъективные факторы влияют и на психологию лю­дей и коллективов. К таким субъективным факторам от­носятся, например, разного рода симпатии и антипатии, неприязнь иди расположение к кому-либо или к чему — либо. Антипатии имеют свои вполне материальные при­чины: отдельные неудачи, неудобства и неприятные пере­живания, возникшие, может быть, даже случайно, ассо­циируются в сознании человека с каким-то событием, действием или другим человеком. И вот в последующем в подобных условиях активизируются сложившиеся связи и вызывают когда-то переживавшиеся чувства, настрое­ния. Причины возникновения антипатий подсказываю? и пути профилактики отрицательного влияния этой формы неосознанной психической деятельности на психологию tколлектива с помощью установочных решений: добивать­ся успешного решения поставленной задачи при любых условиях и в каждом деле. Чем больше успехов в деятель­ности коллектива, тем меньше остается причин для воз­никновения антипатий, сомнений, предвзятых мнений.

Командиру, политработнику в этой же связи следует ивбегать создания в подразделении ситуаций удручающих, стремиться каждое свое выступление перед личным соста­вом, посещение подчиненных завершать словом или дей­ствием, вызывающим добрый настрой у людей.

Другой формой неосознаваемой психической деятель­ности, влияющей на психологию личности и коллектива, является интуиция или, как говорят в быту, чутье. Под интуицией можно понимать такую особенность психоло­гической организации личности, которая помогает улав­ливать по отдельным фактам, штрихам то, что в полном объеме не выступает перед сознанием человека. Причем процесс этого «улавливания» человек обычно не осознает. Подобное «чутье» формируется у него вместе с длитель­ным эмоциональным навыком, опытом интеллектуальной и практической деятельности.