Get Adobe Flash player

Руководящий образ жизни

Под индивидуальностью понимается степень превраще­ния человеком своих способностей в привычки и действия. Руководителем может быть тот, кто превратил свои врож­денные способности в привычки и действия, то есть чей образ жизни таков, что его способности ничто не мешает проявляться («руководство — это образ жизни»). В ре­зультате такого образа жизни и складывается руководи­тель, которому и нужно предоставить командную долж­ность в армии.

В буржуазном обществе «руководящий образ жизни» ведут господствующие классы, и поэтому индивидуаль­ность, как ничем не ограниченная возможность проявлять свои способности, может развиваться только в той среде, которая обладает достаточной свободой и материальными средствами.

Хотя психологи прямо и не говорят о более высокой психологической готовности к командованию в буржуаз­ной армии представителя господствующего класса, но раз­рабатывают специальные средства, позволяющие провести подбор и направление на командные должности именно представителей господствующего класса. И делают это под видом психологического мероприятия, рациональной рас­становки людей, хотя на поверку в результате оказывает­ся, как отмечал В. И. Ленин, что «офицеры и генералы большей частью либо принадлежат к классу капиталистов, либо отстаивают его интересы». Раз политические цели отбора достигаются, то отпадает необходимость открыто их объявлять.

Благодаря психологической терминологии буржуазные специалисты имеют возможность свести анализ процесса руководства к его техническим моментам. Это делается следующим образом. Руководство в рамках группы рас­сматривается как активное воздействие сверху вниз.

Начальник выполняет четыре функции психологиче­ского характера: воспитателя; специалиста в военных воп­росах; судьи и арбитра; представителя группы перед ли­цом вышестоящего командования.