Get Adobe Flash player

Широкая методика исследования

Многие командиры и политработники изучают психо­логию руководимых ими воинских коллективов на высо­ком научном уровне. Офицер Троицкий, например, успеш­но использует метод наблюдения, систематически беседует с солдатами, собирает психологические характеристики на них, экспериментирует путем перемещения отдельных воинов из коллектива в коллектив, проводя соответствую­щие воспитательные мероприятия в тех или иных подраз­делениях. Широкая методика исследования позволяет изучать состав призывного контингента, с большой сте­пенью достоверности оценивать возможности успешной подготовки молодых воинов по различным военным про­филям, определять пути воспитания у них интереса к службе и боевой учёбе, находить средства укрепления вой­сковых коллективов. Проведенные им исследования по­могли повысить уровень учебно-воспитательной работы в соединении, укрепить воинскую дисциплину.

Собранный с применением продуманной методики ма­териал о психологии коллектива подвергается тщательной обработке путем сравнения, сопоставления полученных фактов, их анализа, а также статистических приемов обоб­щения, если объект исследования достаточно широк. Во всяком случае, изучение психологии коллектива требует установления некоторых общих средних показателей. Они могут быть обозначены графиком, схемой, иметь числовое выражение. Именно это позволяет произвести сравнение собранного материала и тем самым выявить некоторые со­отношения, для достоверности которых всегда следует заботиться о представительности или репрезентативности полученных фактов относительно изучаемого коллектива.