Get Adobe Flash player

Взаим­ная поддержка

Под солидарностью в данном случае понимается взаим­ная поддержка, взаимопонимание. Естественно, что самая надежная основа таких взаимоотношений может заклю­чаться в единстве классовых, политических позиций лю­дей. Поскольку единства в буржуазном обществе не мо­жет быть, постольку военные социальные психологи вы­двигают в качестве компенсирующих целевых установок задачу воспитания у солдат «игрового отношения к делу». С этой целью подразделение представляют спортивной командой, бой — соревнованием, успех в котором зависит от спаянности членов. Такие отношения должны служить как бы духовным началом соединения людей.

Исходя из ложной теоретической посылки о том, что общность групповой психологии зависит от одинаковых мыслей, а не от единой идеи, цели, психологи не исклю­чают из арсенала средств сплочения групп и религию. И хотя представителям науки, каковыми себя считают буржуазные военные психологи, обращение к религии и не совсем удобно, все же они делают ставку и на нее. Са­мо внедрение культов в вооруженные силы, организация обрядов, религиозная пропаганда, религиозные связи — все это проводится с учетом тех рекомендаций, которые вытекают из выводов военной психологии о механизмах солдатской психики, групповой солдатской психологии.

Для сплочения воинских коллективов буржуазные во­енные психологи используют и такой психологический механизм, как навык, привычка. Они считают, что в ка­честве привычки может откладываться не только стерео­тип движений, действий, но и стереотип мыслей, отноше­ний и взаимоотношений. Если длительное время застав­лять людей действовать совместно, то у них вырабаты­ваются социальные привычки, которые признаются важнейшим сплачивающим началом. Поэтому в буржуаз­ных армиях средством укрепления воинских коллективов признается казарменная дисциплина, строевая муштра, неизменный распорядок, строгое соблюдение ритуалов и всяких, в том числе и нелепых, традиций.